Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Рекомендации по организации работы по преодолению и профилактике буллинга в школе

Дата: 21 января 2022 в 14:08
Автор: Савич Ж. В.

Рекомендации по организации работы по преодолению и профилактике буллинга в школе

<address style="text-align: justify;">Принципы работы:</address> <address style="text-align: justify;">1. Ни один случай буллинга не должен остаться безнаказанным</address> <address style="text-align: justify;">2. Раннее вмешательство предпочтительно</address> <address style="text-align: justify;">3. Ученик не должен остаться один на один с насилием</address> <address style="text-align: justify;"></address> <address style="text-align: justify;">Действия на уровне школы  </address> <address style="text-align: justify;">1. Повышение квалификации администрации школы по вопросу предотвращения буллинга и созданию позитивной атмосферы в организации.  </address> <address style="text-align: justify;">2. Разработка правил поведения для всех учеников, столкнувшихся с буллингом: что делать, куда идти, кому и в какой форме заявить. Заявление о факте провокации, оскорбления, физического насилия, вымогательства, угроз и т.д. должно быть сделано обязательно.</address> <address style="text-align: justify;">3. Создание в школе Антибуллингового комитета/ Этического комитета, Совета Отцов, Совета справедливости и т.п. </address> <address style="text-align: justify;">Роль учителя</address> <address style="text-align: justify;">1. Учитель должен уметь распознавать потенциальных жертв буллинга и быть бдительным.</address> <address style="text-align: justify;">2. Учащиеся, которые подвергаются агрессии, должны иметь право рассчитывать на поддержку со стороны учителя, когда речь идет о буллинге.</address> <address style="text-align: justify;">3. Учитель должен научиться распознавать властолюбцев и отличать степень выраженности агрессивного поведения (злостный ли агрессор этот ученик).</address> <address style="text-align: justify;">4. Учитель должен научиться конструктивно конфронтировать с агрессией.</address> <address style="text-align: justify;">5. Учитель должен опираться на созданную в школе систему противодействия, в том числе антибуллинговый комитет и другие структуры, оказывающие экстренное противодействие в ситуации агрессии среди детей. </address> <address style="text-align: justify;">6. Учитель должен знать, какие факторы классной атмосферы способствуют буллингу.</address> <address style="text-align: justify;">Дети должны уметь и быть готовы:</address>
  • <address style="text-align: justify;">рассказать о случае буллинга своим родителям, либо взрослым, которым они доверяют, например, учителю, воспитателю, руководителю студии и т.п.;</address>
  • <address style="text-align: justify;">вести себя уверенно;</address>
  • <address style="text-align: justify;">искать друзей среди сверстников и одноклассников;</address>
  • <address style="text-align: justify;">избегать ситуаций, в которых возможен буллинг;</address>
  • <address style="text-align: justify;">заниматься методично и последовательно восстановлением своей самооценки с помощью специалиста, если нужно;</address>
  • <address style="text-align: justify;">быть настойчивым и задиристым (хотя бы внешне);</address>
  • <address style="text-align: justify;">не надеяться (мечтать) отомстить с помощью еще большей жестокости и не применять оружие; </address>
  • <address style="text-align: justify;">учиться использовать юмор - самое мощное оружие против вербальной агрессии.</address>
<address style="text-align: justify;">Действия учителя в случае проявления насилия обучающимися</address> <address style="text-align: justify;">1. Не игнорировать, не преуменьшать значение</address> <address style="text-align: justify;">Если в школе пришли к общему пониманию и соглашению о том, что буллинг является проявлением насилия, то тогда даже у тех, кто не является прямыми участниками, должны быть высокими восприимчивость к ситуациям буллинга и способность адекватно реагировать.</address> <address style="text-align: justify;">2. Занять позицию</address> <address style="text-align: justify;">Если учителю стало известно о случае буллинга, или он стал свидетелем такого случая, он должен занять ясную и недвусмысленную позицию и попытаться добиться того, чтобы по меньшей мере «наблюдатели», а по возможности и сам булли также изменили свою позицию в отношении происходящего, а также объяснить им, каковы психологические последствия для жертвы в этой ситуации.</address> <address style="text-align: justify;">3. Разговор с классом</address> <address style="text-align: justify;">Обсудить с ребятами в классе случай буллинга. Такой разговор лишит ситуацию насилия покрова «тайны», сделает ее явной для всех, поможет разрешить конфликтную ситуацию, вместе обсудить имеющиеся правила против буллинга или выработать новые. При этом активно используется потенциал тех школьников, которые ведут себя позитивно.</address> <address style="text-align: justify;">4. Проинформировать педагогический коллектив</address> <address style="text-align: justify;">Педагогический коллектив должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под контроль. В особо трудных случаях необходимо обратиться за помощью извне, например, в комиссию по делам несовершеннолетних, центр психологического консультирования и т.д.</address> <address style="text-align: justify;">5. Пригласить родителей для беседы</address> <address style="text-align: justify;">Если буллинг имеет место в начальной школе, то особенно важно как можно раньше привлечь родителей, обсудить с ним, какие есть (или могут быть) тревожные сигналы, свидетельствующие о буллинге, и какими могут и должны быть стратегии реагирования.</address> <address style="text-align: justify;">6. Программа шефства</address> <address style="text-align: justify;">Система шефства старших школьников над младшими создает коммуникативное пространство, способствующее более быстрому обнаружению случаев буллинга и привлечению шефов к разрешению таких ситуаций.</address> <address style="text-align: justify;">Непосредственная работа учителя с обидчиками</address> <address style="text-align: justify;">Принципы работы:</address> <address style="text-align: justify;">1. «Разделяй и властвуй» – работа по разоблачению обидчиков должна проходить в индивидуальной форме.</address> <address style="text-align: justify;">2. Не использовать лишь наказание – злоупотребление наказанием усиливает групповую солидарность обидчиков.</address> <address style="text-align: justify;">3.  В работе с обидчиком использовать силу конфронтации класса.</address> <address style="text-align: justify;">Действия:</address> <address style="text-align: justify;">1) переговорить отдельно с каждым членом группы обидчиков и получить от каждого письменное изложение инцидента; сделать так, чтобы обидчик понял, что вы не одобряете его поведение;</address> <address style="text-align: justify;">2) объяснить каждому члену группы, что он нарушил правила поведения, и указать меру ответственности за содеянное; постараться сделать так, чтобы обидчик увидел точку зрения жертвы;</address> <address style="text-align: justify;">3) собрать всю девиантную группу и предложить каждому ее члену рассказать перед другими, о чем говорили с ним в индивидуальной беседе; подготовить членов группы к встрече с остальными ребятами: «Что вы собираетесь сказать другим ребятам, когда выйдете отсюда?»</address> <address style="text-align: justify;">4) поговорить с родителями детей, участников девиантной группы, показать им письменные объяснения ребят; известить о решении, принятом школьным сообществом по данному случаю;</address> <address style="text-align: justify;">5) вести дневник с записью всех инцидентов, с письменными объяснениями детей и принятыми мерами.</address> <address style="text-align: justify;">Непосредственная работа учителя с пострадавшим ребенком</address> <address style="text-align: justify;">1) переговорить отдельно с каждым ребенком, ставшим жертвой.  Сказать ему: «Я тебе верю»; «Мне жаль, что с тобой это случилось»; «Это не твоя вина»; «Хорошо, что ты мне об этом сказал»; «Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность».</address> <address style="text-align: justify;">2) подбодрить потерпевшего, не дать ему почувствовать себя неадекватным или глупым; оказать поддержку, конкретную помощь;</address> <address style="text-align: justify;">3) объяснить ребенку свою роль и роль специалистов, способных оказать ему поддержку (работник организации защиты детей, социальный работник, психолог-консультант и т.д.);</address> <address style="text-align: justify;">4) предложить ребенку письменно изложить все случившееся;</address> <address style="text-align: justify;">5) обучить методам психологической защиты.</address> <address style="text-align: justify;">Работа с группой детей-помощников</address> <address style="text-align: justify;">Методика «Без обвинений» </address> <address style="text-align: justify;">Участвующие в процедуре «Без обвинений» дети, по возможности, не должны находиться в зависимости от проводящих ее учителей. Поэтому мы рекомендуем приглашать для проведения этого метода специалистов со стороны, например, социальных работников, школьных психологов или даже руководство школы.</address> <address style="text-align: justify;">Чтобы помочь жертве, создается группа помощников. Совместно с этими «избранными» ребятами осуществляется поиск персональных предложений – решений по прекращению травли.</address> <address style="text-align: justify;">Проведение</address> <address style="text-align: justify;">1. Первый разговор с жертвой</address>
  • <address style="text-align: justify;">Интервью с жертвой (см. ниже текст интервью)</address>
  • <address style="text-align: justify;">Объяснить цель: исследовать, что произошло, кто в этом участвовал, а также кто может оказать поддержку.</address>
  • <address style="text-align: justify;">Серьезно отнестись к состоянию жертвы, ее страхам, постараться снизить уровень страха и тревоги.</address>
  • <address style="text-align: justify;">Не встречаться с группой помощников без согласия жертвы!</address>
<address style="text-align: justify;">2. Разговор с родителями жертвы</address>
  • <address style="text-align: justify;">Понять позицию родителей</address>
  • <address style="text-align: justify;">Войти в доверительные отношения с родителями (получить их разрешение на применение методики)</address>
  • <address style="text-align: justify;">Рассказать о методе «Без обвинений» и его возможностях</address>
<address style="text-align: justify;">3. Подготовка и информирование других </address>
  • <address style="text-align: justify;">Информирование других учителей</address>
  • <address style="text-align: justify;">Формирование группы примерно из 6 человек, в которую входят как булли, так и нейтральные ребята – мальчики и девочки!</address>
  • <address style="text-align: justify;">Планирование мероприятий</address>
<address style="text-align: justify;">4. Встреча с группой помощников</address>
  • <address style="text-align: justify;">Основное послание: «У меня есть большая проблема в связи с тем, что одному из учеников (учениц) нашего класса приходится сейчас очень плохо. Я не могу самостоятельно справиться с этой проблемой! Мне нужна помощь, и я обращаюсь за этой помощью к вам!»</address>
  • <address style="text-align: justify;">Объяснить, в чем проблема (моя проблема), никого не обвинять, не дискутировать по поводу прошлого, никого не наказывать, а вместе взять на себя ответственность за происходящее</address>
  • <address style="text-align: justify;">Определиться с тем, что может сделать каждый человек из группы. Не требовать никаких обещаний!</address>
  • <address style="text-align: justify;">Провести повторный разговор примерно через неделю</address>
<address style="text-align: justify;">5. Второй разговор с жертвой</address> <address style="text-align: justify;">Узнать, какие произошли перемены, и какое сейчас самочувствие.
Еще раз проверить, какие возможности влияния на ситуацию есть у жертвы</address> <address style="text-align: justify;">6. Индивидуальные беседы с каждым членом группы помощников</address> <address style="text-align: justify;">Через неделю проводятся индивидуальные беседы со всеми членами группы:</address>
  • <address style="text-align: justify;">Как у тебя прошла эта неделя?</address>
  • <address style="text-align: justify;">Что тебе удалось сделать из того, что запланировал?</address>
  • <address style="text-align: justify;">Как ты думаешь, как себя сейчас чувствует … (имя жертвы)?</address>
  • <address style="text-align: justify;">Что ты можешь сказать о других помощниках из группы?</address>
  • <address style="text-align: justify;">Какие у тебя еще есть наблюдения касательно данной ситуации?</address>
  • <address style="text-align: justify;">Что можно было бы еще улучшить?</address>
  • <address style="text-align: justify;">Хочешь ли ты продолжать участие в этой акции и дальше?</address>
<address style="text-align: justify;">Если видно, что никаких позитивных изменений не произошло, через неделю снова провести индивидуальные беседы.</address> <address style="text-align: justify;">Если видны успехи, повторить встречи через 6 недель для подведения итогов и проведения заключительного праздника.</address> <address style="text-align: justify;">7. Подведение итогов и праздник</address>
  • <address style="text-align: justify;">Вместе с группой посмотреть, что произошло за последнюю неделю</address>
  • <address style="text-align: justify;">Вместе с группой отметить успехи (например, чаепитием, выдачей диплома и пр.)</address>
<address style="text-align: justify;">8. Поддержание контакта с семьей жертвы и учителем</address>
  • <address style="text-align: justify;">Через некоторое время снова осведомиться о том, сохраняются ли достигнутые изменения.</address>
  • <address style="text-align: justify;">Предложить жертве и ее семье при необходимости обращаться за помощью.</address>
<address style="text-align: justify;">Основные вопросы для интервью во время первой встречи с жертвой</address> <address style="text-align: justify;">Цель этой беседы в том, чтобы выяснить, что происходит, кто участвует в травле, а также с кем, возможно, у жертвы еще есть хорошие отношения и каковы собственные ресурсы жертвы по урегулированию ситуации. На основе информации, полученной в этой беседе, впоследствии специалист (например, социальный работник), применяющий метод No Blame Approach, вместе с классным руководителем формирует группу помощников.</address> <address style="text-align: justify;">Вопросы интервью:</address>
  • <address style="text-align: justify;">Сколько времени уже длится эта ситуация?</address>
  • <address style="text-align: justify;">Что тебе пришлось пережить? В какой форме осуществлялись притеснения? Что конкретно происходило? Что тебя больше всего задевало / ранило?</address>
  • <address style="text-align: justify;">Кто в этом участвовал?</address>
  • <address style="text-align: justify;">Как эти нападки повлияли на тебя? Что ты ощущал?</address>
  • <address style="text-align: justify;">Какой была твоя жизнь в это время?</address>
  • <address style="text-align: justify;">Пытался ли ты что-то против этого предпринять? Что и когда?</address>
  • <address style="text-align: justify;">Как обстояли дела с аппетитом, сном, сновидениями, здоровьем и т.д.?</address>
  • <address style="text-align: justify;">Оцени степень своего отчаяния (чувства безнадежности ситуации, своей беспомощности): 0 --- 5 --- 10</address>
  • <address style="text-align: justify;">Какова степень твоей уверенности в себе / веры в лучшее: 0 --- 5 --- 10</address>
  • <address style="text-align: justify;">Думал ли ты о том, что больше не можешь это выдерживать? Какие мысли у тебя были о том, что ты мог бы в этой ситуации сделать?</address>
  • <address style="text-align: justify;">Чего бы ты хотел (твое желание)? По каким признакам ты мог бы определить, что тебе стало лучше?</address>
  • <address style="text-align: justify;">Что должно было бы произойти, чтобы в школе, в гардеробе, в классе, на переменах, по дороге в школу тебе стало лучше?</address>
  • <address style="text-align: justify;">Как ты думаешь, что ты сам мог бы сделать, чтобы изменить свою ситуацию к лучшему?</address>
  • <address style="text-align: justify;">Есть ли еще что-то важное, о чем ты хотел бы сказать?</address>
<address style="text-align: justify;"> Практические рекомендации родителям пострадавшего ребенка</address>
  1. <address style="text-align: justify;">Обратиться за помощью к педагогу, объяснив ребенку различие между ябедничеством, когда ты хочешь кому-то навредить, и стремлением защитить себя.</address>
  2. <address style="text-align: justify;">Обратиться за помощью к психологу, желательно начать посещать тренинговые группы, в которых бы ребенок получил те социальные навыки, которые позволят ему противостоять проявлению психологического насилия.</address>
  3. <address style="text-align: justify;">Проанализировать особенности воспитания в семье. Именно родители должны помочь сформировать ребенку умение прогнозировать поступки других людей, умение не подставляться под провокации других людей, умение избежать унижения. Ведь на роль изгоя избирают не каждого: выбирают всегда того, кто позволяет унижать себя один раз, и второй, и третий, и где обидчики всегда уверены, что так будет продолжаться дальше.</address>
<address style="text-align: justify;"></address> <address style="text-align: justify;">Практические рекомендации родителям агрессивного ребенка по коррекции агрессивных тенденций в поведении </address>
  1. <address style="text-align: justify;">Спокойное отношение в случае незначительной агрессии</address>
  • <address style="text-align: justify;">полное игнорирование реакций ребенка/подростка (весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения);</address>
  • <address style="text-align: justify;">выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно, но...»);</address>
  • <address style="text-align: justify;">позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»);</address>
  • <address style="text-align: justify;">переключение внимания, предложение какого-либо зада­ния («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня»).</address>
<address style="text-align: justify;">2. Установление обратной связи</address> <address style="text-align: justify;">Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:</address>
  • <address style="text-align: justify;">констатация факта («Ты ведешь себя агрессивно»);</address>
  • <address style="text-align: justify;">констатирующий вопрос («Ты злишься?»);</address>
  • <address style="text-align: justify;">раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);</address>
  • <address style="text-align: justify;">обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»);</address>
  • <address style="text-align: justify;">апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»).</address>
  1. <address style="text-align: justify;">Контроль над собственными негативными эмоциями</address>
<address style="text-align: justify;">Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует пример взаимодействия с агрессивным человеком.</address> <address style="text-align: justify;">4. Обсуждение проступка</address> <address style="text-align: justify;">Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время обсуждение инци­дента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сде­лать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушитель­ность не только для окружающих, но прежде всего для самого маленького агрессора.</address> <address style="text-align: justify;">5.Сохранение положительной репутации ребенка </address> <address style="text-align: justify;">Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения.</address> <address style="text-align: justify;">Для сохранения положительной репутации целесообразно:</address>
  • <address style="text-align: justify;">публично - минимизировать вину подростка («Возможно, ты не хотел его обидеть»), но в беседе с гла­зу на глаз говорить начистоту;</address>
  • <address style="text-align: justify;">не требовать абсолютного подчинения, позволить подрост­ку/ребенку выполнить ваше требование по-своему;</address>
<address style="text-align: justify;">- предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками.</address> <address style="text-align: justify;">Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ре­бенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.</address> <address style="text-align: justify;">6. Демонстрация модели неагрессивного поведения</address> <address style="text-align: justify;">Взрослым нужно вести себя неагрес­сивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реак­ции детей.</address> <address style="text-align: justify;">7. Снижение напряжения ситуации</address> <address style="text-align: justify;">Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией, - уменьшить напряжение ситуации.</address> <address style="text-align: justify;">Типичными неправильными действиями взрослого, усили­вающими напряжение и агрессию, являются:</address>
  • <address style="text-align: justify;">повышение голоса, изменение тона на угрожающий;</address>
  • <address style="text-align: justify;">демонстрация власти («Главный здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»);</address>
  • <address style="text-align: justify;">агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещен­ные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;</address>
  • <address style="text-align: justify;">сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;</address>
  • <address style="text-align: justify;">негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;</address>
  • <address style="text-align: justify;">использование физической силы;</address>
  • <address style="text-align: justify;">втягивание в конфликт посторонних людей;</address>
  • <address style="text-align: justify;">непреклонное настаивание на своей правоте;</address>
  • <address style="text-align: justify;">нотации, проповеди, «чтение морали»;</address>
  • <address style="text-align: justify;">наказание или угрозы наказания;</address>
  • <address style="text-align: justify;">обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всег­да, ...», «Ты никогда не...»;</address>
  • <address style="text-align: justify;">сравнение ребенка с другими детьми (не в его пользу);</address>
  • <address style="text-align: justify;">команды, жесткие требования, давление;</address>
  • <address style="text-align: justify;">оправдания, подкуп, награды.</address>
<address style="text-align: justify;">Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на ко­роткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само аг­рессивное поведение.</address> <address style="text-align: justify;">Поведение взрослого, позволяющее показать образец конст­руктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:</address> <address style="text-align: justify;">- нерефлексивное слушание. Это слушание без анализа, дающее возможность собеседнику высказаться. Все что нужно делать - поддерживать течение речи собе­седника, стараясь, чтобы он полностью выговорился;</address>
  • <address style="text-align: justify;">пауза, дающая ребенку возможность успокоиться;</address>
  • <address style="text-align: justify;">внушение спокойствия невербальными средствами;</address>
  • <address style="text-align: justify;">прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;</address>
  • <address style="text-align: justify;">использование юмора;</address>
<address style="text-align: justify;">- признание чувств ребенка.</address> <address style="text-align: justify;"></address> <address style="text-align: justify;"></address>
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.