Рекомендации по организации работы по преодолению и профилактике буллинга в школе
<address style="text-align: justify;">Принципы работы:</address> <address style="text-align: justify;">1. Ни один случай буллинга не должен остаться безнаказанным</address> <address style="text-align: justify;">2. Раннее вмешательство предпочтительно</address> <address style="text-align: justify;">3. Ученик не должен остаться один на один с насилием</address> <address style="text-align: justify;"></address> <address style="text-align: justify;">Действия на уровне школы </address> <address style="text-align: justify;">1. Повышение квалификации администрации школы по вопросу предотвращения буллинга и созданию позитивной атмосферы в организации. </address> <address style="text-align: justify;">2. Разработка правил поведения для всех учеников, столкнувшихся с буллингом: что делать, куда идти, кому и в какой форме заявить. Заявление о факте провокации, оскорбления, физического насилия, вымогательства, угроз и т.д. должно быть сделано обязательно.</address> <address style="text-align: justify;">3. Создание в школе Антибуллингового комитета/ Этического комитета, Совета Отцов, Совета справедливости и т.п. </address> <address style="text-align: justify;">Роль учителя</address> <address style="text-align: justify;">1. Учитель должен уметь распознавать потенциальных жертв буллинга и быть бдительным.</address> <address style="text-align: justify;">2. Учащиеся, которые подвергаются агрессии, должны иметь право рассчитывать на поддержку со стороны учителя, когда речь идет о буллинге.</address> <address style="text-align: justify;">3. Учитель должен научиться распознавать властолюбцев и отличать степень выраженности агрессивного поведения (злостный ли агрессор этот ученик).</address> <address style="text-align: justify;">4. Учитель должен научиться конструктивно конфронтировать с агрессией.</address> <address style="text-align: justify;">5. Учитель должен опираться на созданную в школе систему противодействия, в том числе антибуллинговый комитет и другие структуры, оказывающие экстренное противодействие в ситуации агрессии среди детей. </address> <address style="text-align: justify;">6. Учитель должен знать, какие факторы классной атмосферы способствуют буллингу.</address> <address style="text-align: justify;">Дети должны уметь и быть готовы:</address>- <address style="text-align: justify;">рассказать о случае буллинга своим родителям, либо взрослым, которым они доверяют, например, учителю, воспитателю, руководителю студии и т.п.;</address>
- <address style="text-align: justify;">вести себя уверенно;</address>
- <address style="text-align: justify;">искать друзей среди сверстников и одноклассников;</address>
- <address style="text-align: justify;">избегать ситуаций, в которых возможен буллинг;</address>
- <address style="text-align: justify;">заниматься методично и последовательно восстановлением своей самооценки с помощью специалиста, если нужно;</address>
- <address style="text-align: justify;">быть настойчивым и задиристым (хотя бы внешне);</address>
- <address style="text-align: justify;">не надеяться (мечтать) отомстить с помощью еще большей жестокости и не применять оружие; </address>
- <address style="text-align: justify;">учиться использовать юмор - самое мощное оружие против вербальной агрессии.</address>
- <address style="text-align: justify;">Интервью с жертвой (см. ниже текст интервью)</address>
- <address style="text-align: justify;">Объяснить цель: исследовать, что произошло, кто в этом участвовал, а также кто может оказать поддержку.</address>
- <address style="text-align: justify;">Серьезно отнестись к состоянию жертвы, ее страхам, постараться снизить уровень страха и тревоги.</address>
- <address style="text-align: justify;">Не встречаться с группой помощников без согласия жертвы!</address>
- <address style="text-align: justify;">Понять позицию родителей</address>
- <address style="text-align: justify;">Войти в доверительные отношения с родителями (получить их разрешение на применение методики)</address>
- <address style="text-align: justify;">Рассказать о методе «Без обвинений» и его возможностях</address>
- <address style="text-align: justify;">Информирование других учителей</address>
- <address style="text-align: justify;">Формирование группы примерно из 6 человек, в которую входят как булли, так и нейтральные ребята – мальчики и девочки!</address>
- <address style="text-align: justify;">Планирование мероприятий</address>
- <address style="text-align: justify;">Основное послание: «У меня есть большая проблема в связи с тем, что одному из учеников (учениц) нашего класса приходится сейчас очень плохо. Я не могу самостоятельно справиться с этой проблемой! Мне нужна помощь, и я обращаюсь за этой помощью к вам!»</address>
- <address style="text-align: justify;">Объяснить, в чем проблема (моя проблема), никого не обвинять, не дискутировать по поводу прошлого, никого не наказывать, а вместе взять на себя ответственность за происходящее</address>
- <address style="text-align: justify;">Определиться с тем, что может сделать каждый человек из группы. Не требовать никаких обещаний!</address>
- <address style="text-align: justify;">Провести повторный разговор примерно через неделю</address>
Еще раз проверить, какие возможности влияния на ситуацию есть у жертвы</address> <address style="text-align: justify;">6. Индивидуальные беседы с каждым членом группы помощников</address> <address style="text-align: justify;">Через неделю проводятся индивидуальные беседы со всеми членами группы:</address>
- <address style="text-align: justify;">Как у тебя прошла эта неделя?</address>
- <address style="text-align: justify;">Что тебе удалось сделать из того, что запланировал?</address>
- <address style="text-align: justify;">Как ты думаешь, как себя сейчас чувствует … (имя жертвы)?</address>
- <address style="text-align: justify;">Что ты можешь сказать о других помощниках из группы?</address>
- <address style="text-align: justify;">Какие у тебя еще есть наблюдения касательно данной ситуации?</address>
- <address style="text-align: justify;">Что можно было бы еще улучшить?</address>
- <address style="text-align: justify;">Хочешь ли ты продолжать участие в этой акции и дальше?</address>
- <address style="text-align: justify;">Вместе с группой посмотреть, что произошло за последнюю неделю</address>
- <address style="text-align: justify;">Вместе с группой отметить успехи (например, чаепитием, выдачей диплома и пр.)</address>
- <address style="text-align: justify;">Через некоторое время снова осведомиться о том, сохраняются ли достигнутые изменения.</address>
- <address style="text-align: justify;">Предложить жертве и ее семье при необходимости обращаться за помощью.</address>
- <address style="text-align: justify;">Сколько времени уже длится эта ситуация?</address>
- <address style="text-align: justify;">Что тебе пришлось пережить? В какой форме осуществлялись притеснения? Что конкретно происходило? Что тебя больше всего задевало / ранило?</address>
- <address style="text-align: justify;">Кто в этом участвовал?</address>
- <address style="text-align: justify;">Как эти нападки повлияли на тебя? Что ты ощущал?</address>
- <address style="text-align: justify;">Какой была твоя жизнь в это время?</address>
- <address style="text-align: justify;">Пытался ли ты что-то против этого предпринять? Что и когда?</address>
- <address style="text-align: justify;">Как обстояли дела с аппетитом, сном, сновидениями, здоровьем и т.д.?</address>
- <address style="text-align: justify;">Оцени степень своего отчаяния (чувства безнадежности ситуации, своей беспомощности): 0 --- 5 --- 10</address>
- <address style="text-align: justify;">Какова степень твоей уверенности в себе / веры в лучшее: 0 --- 5 --- 10</address>
- <address style="text-align: justify;">Думал ли ты о том, что больше не можешь это выдерживать? Какие мысли у тебя были о том, что ты мог бы в этой ситуации сделать?</address>
- <address style="text-align: justify;">Чего бы ты хотел (твое желание)? По каким признакам ты мог бы определить, что тебе стало лучше?</address>
- <address style="text-align: justify;">Что должно было бы произойти, чтобы в школе, в гардеробе, в классе, на переменах, по дороге в школу тебе стало лучше?</address>
- <address style="text-align: justify;">Как ты думаешь, что ты сам мог бы сделать, чтобы изменить свою ситуацию к лучшему?</address>
- <address style="text-align: justify;">Есть ли еще что-то важное, о чем ты хотел бы сказать?</address>
- <address style="text-align: justify;">Обратиться за помощью к педагогу, объяснив ребенку различие между ябедничеством, когда ты хочешь кому-то навредить, и стремлением защитить себя.</address>
- <address style="text-align: justify;">Обратиться за помощью к психологу, желательно начать посещать тренинговые группы, в которых бы ребенок получил те социальные навыки, которые позволят ему противостоять проявлению психологического насилия.</address>
- <address style="text-align: justify;">Проанализировать особенности воспитания в семье. Именно родители должны помочь сформировать ребенку умение прогнозировать поступки других людей, умение не подставляться под провокации других людей, умение избежать унижения. Ведь на роль изгоя избирают не каждого: выбирают всегда того, кто позволяет унижать себя один раз, и второй, и третий, и где обидчики всегда уверены, что так будет продолжаться дальше.</address>
- <address style="text-align: justify;">Спокойное отношение в случае незначительной агрессии</address>
- <address style="text-align: justify;">полное игнорирование реакций ребенка/подростка (весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения);</address>
- <address style="text-align: justify;">выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно, но...»);</address>
- <address style="text-align: justify;">позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»);</address>
- <address style="text-align: justify;">переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня»).</address>
- <address style="text-align: justify;">констатация факта («Ты ведешь себя агрессивно»);</address>
- <address style="text-align: justify;">констатирующий вопрос («Ты злишься?»);</address>
- <address style="text-align: justify;">раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);</address>
- <address style="text-align: justify;">обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»);</address>
- <address style="text-align: justify;">апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»).</address>
- <address style="text-align: justify;">Контроль над собственными негативными эмоциями</address>
- <address style="text-align: justify;">публично - минимизировать вину подростка («Возможно, ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз говорить начистоту;</address>
- <address style="text-align: justify;">не требовать абсолютного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше требование по-своему;</address>
- <address style="text-align: justify;">повышение голоса, изменение тона на угрожающий;</address>
- <address style="text-align: justify;">демонстрация власти («Главный здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»);</address>
- <address style="text-align: justify;">агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;</address>
- <address style="text-align: justify;">сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;</address>
- <address style="text-align: justify;">негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;</address>
- <address style="text-align: justify;">использование физической силы;</address>
- <address style="text-align: justify;">втягивание в конфликт посторонних людей;</address>
- <address style="text-align: justify;">непреклонное настаивание на своей правоте;</address>
- <address style="text-align: justify;">нотации, проповеди, «чтение морали»;</address>
- <address style="text-align: justify;">наказание или угрозы наказания;</address>
- <address style="text-align: justify;">обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда, ...», «Ты никогда не...»;</address>
- <address style="text-align: justify;">сравнение ребенка с другими детьми (не в его пользу);</address>
- <address style="text-align: justify;">команды, жесткие требования, давление;</address>
- <address style="text-align: justify;">оправдания, подкуп, награды.</address>
- <address style="text-align: justify;">пауза, дающая ребенку возможность успокоиться;</address>
- <address style="text-align: justify;">внушение спокойствия невербальными средствами;</address>
- <address style="text-align: justify;">прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;</address>
- <address style="text-align: justify;">использование юмора;</address>