Новости проекта
С праздником вас, с 1 сентября!
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by

Наш школьный учитель ОПЕНЧУК ГЕОРГИЙ САВЕЛЬЕВИЧ

Дата: 6 февраля 2017 в 13:44, Обновлено 6 февраля 2017 в 14:13
Автор: Савич Ж. В.
<address style="text-align: center;">Е.З. Китаин</address> <address style="text-align: center;">На волне школьной памяти</address>

Наш школьный учитель

ОПЕНЧУК ГЕОРГИЙ  САВЕЛЬЕВИЧ      

                                                       

ПРОЛОГ

<address style="margin-left: 20.4pt; text-align: center;"></address> <address style="margin-left: 20.4pt; text-align: center;">                                                                         Эта книга рано или поздно</address> <address style="margin-left: 20.4pt; text-align: center;">                                                                         окажется в мусорном баке.</address> <address style="margin-left: 20.4pt; text-align: center;">                                                                         Такова участь всех книг на</address> <address style="margin-left: 20.4pt; text-align: center;">                                                                         бумажном носителе. Ничто</address> <address style="margin-left: 20.4pt; text-align: center;">                                                                         не вечно под Луной кроме</address> <address style="margin-left: 20.4pt; text-align: center;">                                                                         человеческой памяти.</address> <address style="margin-left: 20.4pt; text-align: center;">    </address> <address style="margin-left: 20.4pt; text-align: center;">Эта книга о Духовном, хотя речь в ней о материальном.</address> <address style="margin-left: 20.4pt; text-align: center;">Это психоанализ подростков послевоенных лет.</address> <address style="margin-left: 20.4pt; text-align: center;">Это анализ взаимоотношений детей войны и  человека, прошедшего войну.</address> <address style="margin-left: 20.4pt; text-align: center;">Эта книга о философии бытия  между учениками и учителями.</address> <address style="margin-left: 20.4pt; text-align: center;">Между усвоением знаний предмета и усвоением знаний жизни.</address> <address style="margin-left: 20.4pt; text-align: center;">Эта книга о любви. Учителя к ученикам.  Учеников к Учителю.</address> <address style="margin-left: 20.4pt; text-align: center;">     Это же как надо было любить своих учеников, чтобы благодарные бывшие ученики через 55 лет после окончания школы  разыскали и возложили венок на его могилу. Некоторые, проделав путь в 2 тысячи км. в одну сторону и столько же обратно.</address> <address style="margin-left: 20.4pt; text-align: center;">     Автор книги излагает своё видение тех лет. Сугубо</address> <address style="margin-left: 20.4pt; text-align: center;">личные воспоминания.</address> <address style="margin-left: 20.4pt; text-align: center;">                       ОПЕНЧУК  ГЕОРГИЙ  САВЕЛЬЕВИЧ</address> <address style="margin-left: 20.4pt; text-align: center;">            Главное действующее лицо. Глазами его учеников.</address> <address style="margin-left: 20.4pt; text-align: center;">Автор книги - Китаин Ефим Залмонович, г. Северодвинск, Архангельской области - выражает свою признательность бывшим одноклассникам за свои рекомендации при написании этой книги:</address> <address style="margin-left: 20.4pt; text-align: center;">Валентине Борисовне Зеленко (Ефимова), г. Минск;</address> <address style="margin-left: 20.4pt; text-align: center;">Трацевскому Рудольфу Францевичу, г. Санкт-Петербург</address> <address style="margin-left: 20.4pt; text-align: center;">     Мы выражаем признательность внуку Георгия Савельевича — Леониду  Опенчуку и Анне Опенчук  за предоставленные документальные материалы для этой книги.</address>

                     

<address style="margin-left: 22.8pt; text-align: center;">НА  ВОЛНЕ  ШКОЛЬНОЙ  ПАМЯТИ          </address> <address style="margin-left: -29.4pt; text-align: center;">                          </address> <address style="margin-left: -29.4pt; text-align: center;">           А у Вас есть школьный учитель могилу которого Вы будете искать</address> <address style="margin-left: -29.4pt; text-align: center;">    через   55 лет после окончания школы, чтобы возложить цветы ? </address> <address style="margin-left: -29.4pt; text-align: center;">       У меня и у моих одноклассников был.</address> <address style="margin-left: -29.4pt; text-align: center;"></address> <address style="margin-left: -29.4pt; text-align: center;">       У Вас есть школьный учитель, который был не только учителем</address> <address style="margin-left: -29.4pt; text-align: center;">в школе, но и другом по жизни ? </address> <address style="margin-left: -29.4pt; text-align: center;">       У меня и у моих одноклассников был. </address> <address style="margin-left: -29.4pt; text-align: center;"></address> <address style="margin-left: -29.4pt; text-align: center;">      У Вас есть  школьный учитель судьбу которого Вы будете исследовать на просторах Интернета через 55 лет после окончания школы ?</address> <address style="margin-left: -29.4pt; text-align: center;">       У меня и у моих одноклассников был. </address> <address style="margin-left: -29.4pt; text-align: center;"></address> <address style="margin-left: -29.4pt; text-align: center;"> Это чувство любви достойно признания. Достойно того, чтобы    увековечить   эту  память  не   только  в    школе  № 3 г. Бобруйска и в школе 23 г. Гомеля, но и в Министерстве образования Республики Беларусь.</address> <address style="margin-left: -29.4pt; text-align: center;">   Школы, с историей 70 лет и более, имеют право чтить память преподавателей, оставивших свой след в истории школы и в памяти выпускников.</address> <address style="margin-left: -29.4pt; text-align: center;">     Ностальгия и чувство ревности к 23 школе г. Гомеля заставили нас, людей убелённых сединами, на склоне лет отложить все свои дела и совершить экскурс в историю школы № 3 города Бобруйска.</address> <address style="margin-left: -29.4pt; text-align: center;"></address> <address style="margin-left: -29.4pt; text-align: center;">    ХРОНОЛОГИЯ  СОБЫТИЙ ВОСПОМИНАНИЙ АВТОРА</address> <address style="margin-left: -29.4pt; text-align: center;">1958 -1960 учебный год. Учёба в 3 школе г. Бобруйска.</address> <address style="margin-left: -29.4pt; text-align: center;">1960 -1973 продолжение  дружеских отношений с преподавателем.</address> <address style="margin-left: -29.4pt; text-align: center;">1973 -2005 период молчания по причине неоднократной смены адресов.</address> <address style="margin-left: -29.4pt; text-align: center;">2005 -2015 поиск одноклассников и организация встречи</address> <address style="margin-left: -29.4pt; text-align: center;">2015 г.        поиск затерянных следов нашего школьного кумира. </address> <address style="margin-left: -29.4pt; text-align: center;"></address> <address style="margin-left: -29.4pt; text-align: center;"> Электричество было знакомо ещё древним грекам. И несмотря на широкое распространение сегодня электричества в быту и повседневной жизни, для большинства современных людей оно окружено не меньшей таинственностью, чем для древних греков.</address> <address style="margin-left: -29.4pt; text-align: center;"></address> <address style="margin-left: -29.4pt; text-align: center;">Таинственность электричества мы постигали благодаря этому человеку.</address> <address style="margin-left: -29.4pt; text-align: center;">Таинственность человеческих взаимоотношений мы постигали тоже,</address> <address style="margin-left: -29.4pt; text-align: center;"> благодаря этому человеку.</address> <address style="margin-left: -29.4pt; text-align: center;">    Я был свидетелем его взаимоотношений в семье, в быту и на работе. Для многих из нас он был эталоном по жизни.</address>

   На протяжении всей последующей жизни образ этого человека был для нас примером скромности, человечности, деликатности, большого ума и просто  обаятельного мужчины.   

<address style="margin-left: 1cm; text-align: center;">                        Опенчук Георгий Савельевич </address> <address style="margin-left: 22.8pt; text-align: center;">                                   Таким мы его помним</address> <address style="margin-left: -28.8pt; text-align: center;">МИР ДЕРЖИТСЯ  НА  УВЛЕЧЁННЫХ ЛЮДЯХ</address> <address style="margin-left: -28.8pt; text-align: center;"></address> <address style="margin-left: -28.8pt; text-align: center;">Гомельская правда 24.01. 2008 г.</address> <address style="margin-left: -28.8pt; text-align: center;"></address> <address style="margin-left: -28.8pt; text-align: center;">http://gp.by/category/society/news1279.html</address> <address style="margin-left: -28.8pt; text-align: center;"></address> <address style="margin-left: -28.8pt; text-align: center;">          Нынешние лето и осень богаты на праздники для Георгия Савельевича Опенчука: и 60-летие освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, и День учителя, и День освобождения Гомеля. А 10 ноября у него день рождения. Юбиляру исполнится 90 лет. Георгий Савельевич прошел всю Великую Отечественную войну и работал учителем до 89 лет. Заслуженный учитель БССР, отмечен орденом Ленина, медалями “За трудовое отличие”, “За доблестный труд”, боевыми наградами.</address> <address style="margin-left: -28.8pt; text-align: center;">        Об этом замечательном человеке мне рассказали в школе № 23 г. Гомеля. Здесь вообще стараются не забывать своих учителей. А Георгий Савельевич не просто проработал в школе долго (почти тридцать лет, и это уже будучи на пенсии), но и постоянно по-доброму удивлял своих коллег...   </address> <address style="margin-left: -28.8pt; text-align: center;"></address> <address style="margin-left: -28.8pt; text-align: center;">Незнакомая школа, незнакомые люди, незнакомая газета, незнакомая корреспондент.</address> <address style="margin-left: -28.8pt; text-align: center;"></address> <address style="margin-left: -28.8pt; text-align: center;">  Человек про которого они пишут так хорошо знаком нам. Он был частью нашей жизни. Но в другом городе, в г.  Бобруйске.  В другой школе, №3.</address> <address style="margin-left: -28.8pt; text-align: center;"></address> <address style="margin-left: -28.8pt; text-align: center;">   Статья в этой газете восполнила тот пробел, который образовался в жизни у всех нас  по причине неоднократной перемены мест жительства. По всей географии бывшей страны. Мы оказались  не только в разных городах, но и в разных государствах.</address> <address style="margin-left: -28.8pt; text-align: center;"></address> <address style="margin-left: -28.8pt; text-align: center;">      Границы государств не стали препятствием для встречи    </address> <address style="margin-left: -28.8pt; text-align: center;">   одноклассников. Через 55 лет после окончания школы.</address> <address style="margin-left: -28.8pt; text-align: center;"></address> <address style="margin-left: -28.8pt; text-align: center;">      В городе Бобруйске в школе № 3 стёрты из памяти выпускники 1960 г., хотя на сайте школы выпускная фотография есть.</address> <address style="margin-left: -28.8pt; text-align: center;"> Сменилось несколько поколений преподавательского состава. Мало  кто помнит учителя физики Георгия Савельевича Опенчука. А ведь это тот самый человек, о котором была написана статья в газете «Гомельская правда». Написана статья про него, про его период в жизни в г. Гомеле. И  только вскольз про его работу в школе №3  г. Бобруйска.</address> <address style="margin-left: -28.8pt; text-align: center;"></address> <address style="margin-left: -28.8pt; text-align: center;">Мы живые свидетели его периода жизни в г. Бобруйске. С 1958 г. по 1961 г.</address> <address style="margin-left: -28.8pt; text-align: center;">И мы восполняем этот пробел. Считаем это своим долгом.</address> <address style="margin-left: -28.8pt; text-align: center;"></address> <address style="margin-left: -28.8pt; text-align: center;"></address> <address style="margin-left: -28.8pt; text-align: center;"> <address style="margin-left: 15.6pt;">  Выпускники шк. № 3 тех лет.   </address> <address style="margin-left: 15.6pt;">             В верхнем ряду, второй справа Опенчук Георгий Савельевич.</address> <address style="margin-left: 13.8pt;">    Человек, к которому подростки испытывали доверие. Человек, который мог оказать моральную поддержку своим питомцам в трудной жизненной ситуации.</address> <address style="margin-left: 13.8pt;">    В нём ребята находили точку внешней опоры при разладе с самим собой. К нему даже не надо было обращаться за помощью. Он чутко реагировал на состояние подростка и интуитивно понимал причину. Деликатно  рекомендовал как поступить в данной ситуации.</address> <address style="margin-left: 13.8pt;">     Фотографии тех лет стали хрупкими и ломкими. Пожелтели от времени.</address> <address style="margin-left: 13.8pt;">Изменились и сами выпускники, изображённые на  фотографиях. Их теперь и не узнать.  Те, кто располагает персональным компьютером, смогли объединиться на сайте «Одноклассники». Но таких мало. Многих уже нет в живых.</address> <address style="margin-left: 15.6pt;">    Распространённая  шутка на этом сайте</address> <address>- Бабушка, ты почему ушла из одноклассников ? - Одноклассники кончились.</address> <address></address> <address style="margin-left: 15.6pt;">Георгий Савельевич Опенчук. Здесь ему 45 лет.  </address> <address style="margin-left: 15.6pt;"></address> <address style="margin-left: 15.6pt;"> <address style="margin-left: -32.4pt;">Преподаватель физики.  Наш старший школьный товарищ и друг. Человек, прошедший войну. Добрый и отзывчивый. Он никогда ни на кого не кричал. Советы давал не навязчиво. Он был не многословен. Что-то было в нём такое, что нас к нему тянуло для общения вне уроков. Так мы оказались в числе тех, кто пришёл к нему на внеклассные занятия, где он был руководителем физико-технического кружка. Там мы и испытывали  радость творчества.</address> <address style="margin-left: -32.4pt;">      Кабинет физики было царством, где одна  стена сплошь была заставлена шкафами с застеклёнными дверцами. За стеклом сплошные приборы  по программе школьного курса физики.  Многие приборы изготовлены самими школьниками.</address> <address style="margin-left: -32.4pt;">    Стены кабинета были увешаны портретами учёных, внёсших свой вклад в развитие мировой науки.</address> <address style="margin-left: -32.4pt;">    Георгий Савельевич был тем человеком, который принёс годы славы школы №3 г. Бобруйска.  И мы, выпускники школы тех лет, мечтаем видеть мемориальную доску памяти Георгия Савельевича именно в этой школе.</address> <address style="margin-left: -32.4pt;">И здесь без помощи Министерства образования Республики Беларусь не обойтись. Школы с историей 70 лет и более имеют право чтить память преподавателей, оставивших свой след в истории школы и в памяти выпускников.</address> <address style="margin-left: -32.4pt;">         Готовы помочь школе осуществить этот проект.</address> <address style="margin-left: -32.4pt;"></address>

<address style="margin-left: 1.2pt;">  Георгий Савельевич Опенчук</address> <address> Здесь ему  приблизительно 85 лет</address> <address></address> <address></address> <address> <address style="margin-left: 15.6pt;">       Школа № 3, г. Бобруйск. 1959 г.</address> <address style="margin-left: -22.8pt;">Руководитель факультатива  Опенчук Георгий Савельевич.   Двери сюда были открыты всем желающим.    Собирали ламповые радиоприёмники своими руками. И что удивительней всего, при подключении питания к собранным приёмникам они начинали принимать радиостанции в длинноволновом диапазоне.</address> <address style="margin-left: -22.8pt;">     Из данной группы учеников  много тех, кто пошёл в дальнейшей жизни по техническому пути развития. За плечами у них технические ВУЗы. Но даже те, кто стал гуманитарием, закончив университет, навыки обращения с инструментами, навыки обращения с электрическим током пригодились в дальнейшей жизни.</address> <address style="margin-left: -22.8pt;">      Отличительной особенностью  школьников этой группы является то, что уже в зрелом возрасте они оказались способными идти в ногу с техническим прогрессом. Освоили компьютерные технологии. Некоторые на склоне лет освоили и смартфоны. В этом возрасте главным препятствием для освоения компьютерной грамотности является психологический барьер. Они перешагнули этот барьер. И только благодаря компьютерным технологиям они разыскали друг друга. И, самое главное, отследили судьбу замечательного человека, который повлиял на всю их дальнейшую жизнь.  Преподавателя от Бога и просто нашего обаятельного старшего друга. Георгия Савельевича Опенчука.</address> <address style="margin-left: -22.8pt;"> <address></address> <address>Послевоенные годы  детей войны.</address> <address style="margin-left: 20.4pt;">  Послевоенное время (1945-1955 г.г.) для детей военных лет было суровым. Болячки, связанные с нищетой тех лет и бытовыми условиями жизни того периода были у всех. От педикулёза до туберкулёза.</address> <address style="margin-left: 20.4pt;">   Война также наложила свой отпечаток на психику родителей и психику подростков. Немотивированные приступы агрессии и жестокости. Массовые драки подростков - улица на улицу - были обычным  явлением. Помню, как меня поразило то, что на уроке  в 7 классе 11 школы  преподаватель Яков Григорьевич не кричал на учеников за проявления агрессии, как это делали другие преподаватели, а подходил к ученику и просто гладил его по голове. Это было  шоком для подростка,  озлобление мгновенно прекращалось.</address> <address style="margin-left: 20.4pt;">  Многие семьи тогда были неполными - тоже последствия войны. Полные семьи по тем временам часто были многодетными. Родители  были  поглощены борьбой за живучесть, добыванием средств на хлеб насущный. Подростки были предоставлены сами себе. Их и теперь так и называют — дети войны.</address> <address style="margin-left: 20.4pt;">  Улица была их постоянным местом пребывания. С утра до вечера. В окрестностях Бобруйска были остатки последствий Бобруйского «котла». Мы знали места, где если снять слой дёрна, можно найти боеприпасы времён недавней войны. Лично я специализировался на патронах с трассирующими пулями. И на артиллерийском трубчатом порохе в мешочках, который добывал, разбирая  артиллерийские снаряды. Другие подростки специализировались на минах и тут же на костре выплавляли тол из  найденных мин. Тол они использовали потом, чтобы глушить рыбу. Многие малолетние «сапёры» тех лет ходили кто без пальцев, кто без глаза. Это из тех, кто остался в живых при «утилизации» боеприпасов. И у меня до сих пор шрам на переносице от осколка. Точно между глаз.</address> <address style="margin-left: 20.4pt;">Подросткам просто не хватало внимания и родительской любви.</address> <address style="margin-left: 20.4pt;">И это в трудный для подростков пубертатный период.</address> <address style="margin-left: 20.4pt;">Алфавит учит, что среди согласных немало глухих. В среде преподавателей тоже. Что он подросткам, что ему подростки... во внеурочное время.</address> <address style="margin-left: 20.4pt;">    В школе №3 был  открыт оазис в пустыне. Организовал его в кабинете физики Георгий Савельевич Опенчук. Туда он приглашал всех желающих.</address> <address style="margin-left: 20.4pt;">   Созидательный и увлечённый труд для подростков в школе № 3 города Бобруйска был одним из видов терапии. Мы только этим и спасались.</address> <address style="margin-left: 20.4pt;">Были в школе и другие преподаватели, которые не ставили барьеры в отношениях с учениками. Их собственная судьба тоже была не простой. Но именно они были преисполнены любовью к ученикам.                               </address> <address style="margin-left: 20.4pt;">Спасибо тем преподавателям, кто к нам тогда был не равнодушен.</address> <address style="margin-left: 20.4pt;"></address> <address style="margin-left: 20.4pt;"> <address style="margin-left: -27.6pt;">...Кружковцами были воплощены в жизнь придуманные учителем часы с таймером (чтобы бабушкам-вахтершам не ходить лишний раз на звонок нажимать). Гомельская правда 24.01. 2008 г.</address> <address style="margin-left: -27.6pt;">http://gp.by/category/society/news1279.html</address> <address style="margin-left: -27.6pt;"></address> <address style="margin-left: -27.6pt;"> <address style="margin-left: -27.6pt;">                             Вот они, эти легендарные часы-автомат. 1958 г.</address> <address style="margin-left: -27.6pt;"> Допотопные часы-ходики. Но верой и правдой служили много лет в  школе № 3 г. Бобруйска. Подавали звонки, придерживаясь расписания на всех этажах школы.</address> <address style="margin-left: -27.6pt;">  Я даже успел испортить эти часы, которые начали торопиться в будущее. Перед наступлением 1959 учебного года решил смазать механизм часов жидким машинным маслом. Оно оказалось более вязкой консистенции, чем должно быть. Часы совсем остановились. Пришлось механизм промывать керосином и только тогда они снова начали тикать и придерживаться единого времени.</address> <address style="margin-left: -27.6pt;">Гомельская правда 24.01. 2008 г.</address> <address style="margin-left: -27.6pt;">http://gp.by/category/society/news1279.html</address> <address style="margin-left: -27.6pt;">"...Чего он только не делал вместе с юными техниками: железную дорогу с автоматической блокировкой... "</address> </address> </address> </address> </address> </address> </address> <address style="margin-left: -28.8pt;">  </address>
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.