Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Теоретические основы профилактики буллинга в школе

Дата: 21 января 2022 в 14:10
Автор: Савич Ж. В.
<address style="text-align: center;">Теоретические основы профилактики буллинга в школе</address> <address style="text-align: justify;"></address> <address style="text-align: justify;">      Травля детей сверстниками («буллинг») – одна из наиболее распространенных проблем в школах, которая существенно увеличивает риск суицида среди подростков, приводит к эскалации агрессии и насилия в группе и школе в целом, снижению успеваемости, эмоциональным и невротическим проблемам.</address> <address style="text-align: justify;">      Школьное насилие является серьезной проблемой современной образовательной системы. С травлей учащихся, или буллингом (bulling), можно столкнуться, к сожалению, практически в любой школе.  По определению С.В. Кривцовой, буллинг – это повторяющиеся в течение длительного времени агрессивные действия одних детей по отношению к другим. Неравенство сил агрессора и жертвы, повторяемость, острая эмоциональная реакция жертвы – существенные признаки буллинга.</address> <address style="text-align: justify;">Формы школьного буллинга могут быть различными: систематические насмешки, в основе которых может лежать что угодно – от национальности до внешних данных ребенка, вымогательство, физические и психические унижения, различного вида издевательства, бойкот, порча личных вещей и др. Агрессоры чрезвычайно изобретательны. Новейшее их «достижение» – кибербуллинг, т.е. буллинг с использованием электронных средств коммуникации.</address> <address style="text-align: justify;">Побуждать детей к буллингу могут зависть, месть, чувство неприязни, восстановление «справедливости», борьба за власть, подчинение лидеру, нейтрализация соперника, самоутверждение и др., вплоть до удовлетворения некоторыми обучающимися своих садистических потребностей.</address> <address style="text-align: justify;">В результате буллинга у жертв насилия наблюдаются следующие нарушения (индикаторы буллинга): проблемы с концентрацией внимания, подавленность, угнетенное состояние, раздражительность, чувство неуверенности, повышенная чувствительность, кошмары, боли в желудке, усталость, отсутствие аппетита, бедность социальных контактов, симптомы страха (например, давление в области груди), приступы потливости, боли в спине, в затылке, в мышцах, нарушение сна. В последнее время в СМИ появился ряд сообще­ний о трагических для жертвы следствиях буллинга: нередки случаи самоповреждений и даже самоубийств.</address> <address style="text-align: justify;">Основными факторами, объясняющими жестокость одних детей по отношению к другим, являются:</address> <address style="text-align: justify;">• внутриличностная агрессивность, зависящая от индивидуальных особенностей обучающихся. Она обостряется в период подросткового кризиса личности, а ведь около 60 процентов школьников принадлежат именно к этой возрастной группе;</address> <address style="text-align: justify;">• предшествующий опыт жизнедеятельности школьников, включающий в себя проявления собственной агрессивности и наблюдения аналогичных проявлений в ближайшем окружении – в семье, в референтной (значимой) группе сверстников, в учреждениях образования, посещаемых ранее;</address> <address style="text-align: justify;">• недостаточный уровень развития коммуникативных навыков, в том числе отсутствие примеров и опыта ненасильственных взаимоотношений и знаний о собственных правах;</address> <address style="text-align: justify;">• особенности школьной среды, к которым следует отнести:</address> <address style="text-align: justify;">а) общий психоэмоциональный фон, характеризующийся высоким уровнем тревожности и психической напряженности субъектов взаимодействия в совокупности с неумением контролировать собственные эмоции и регулировать состояния;</address> <address style="text-align: justify;">б) «политическую» систему учреждения образования, включающую агрессивные взаимоотношения внутри педагогического коллектива, в том числе авторитарно-директивный стиль управления, отсутствие обоснованной системы педагогических и профессиональных требований, в особенности отношения педагогов к школьникам, построенные на необоснованных требованиях со стороны взрослых и максимальном бесправии детей;</address> <address style="text-align: justify;">г) систему взаимоотношений внутри класса (как референтной группы), в основе которой принципы власти и подчинения;</address> <address style="text-align: justify;">д) наличие общепризнанных социальных ролей, включающих роли «жертвы» и «хозяина».</address> <address style="text-align: justify;">Социальная структура буллинга, как правило, включает в себя три элемента: преследователя (булли), жертву и наблюдателя.</address> <address style="text-align: justify;">Типичные черты учащихся, склонных становиться буллерами: </address>
  • <address style="text-align: justify;">испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других учеников, добиваясь таким путем своих целей;</address>
  • <address style="text-align: justify;">импульсивны и легко приходят в ярость;</address>
  • <address style="text-align: justify;">часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым, включая родителей и учителей;</address>
  • <address style="text-align: justify;">не испытывают сочувствия к своим жертвам;</address>
  • <address style="text-align: justify;">обычно физически сильнее других.</address>
<address style="text-align: justify;">Жертвы буллинга также имеют свои характерные черты:</address>
  • <address style="text-align: justify;">пугливы, чувствительны, замкнуты и застенчивы;</address>
  • <address style="text-align: justify;">часто тревожны, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое самоуважение;</address>
  • <address style="text-align: justify;">склонны к депрессии и чаще своих ровесников думают о самоубийстве;</address>
  • <address style="text-align: justify;">часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками;</address>
  • <address style="text-align: justify;">могут быть физически слабее своих ровесников.</address>
<address style="text-align: justify;">Согласно наблюдениям норвежского ученого и педагога Д. Олвеуса, юноши чаще выступают в роли агрессоров, чем девушки. Хотя девочки демонстрируют значительно меньше агрессии и насилия, это не означает, что они вообще не замешаны в конфликтных ситуациях. В. Хайтмайер считает, что современные девочки «ликвидируют отставание» и не всегда ведут себя только корректно и «примерно». Девочки иначе втянуты в насильственные действия, чем мальчики: например, как «закулисные силы» или как «зрители, выражающие одобрение аплодисментами». Наблюдая за поведением школьников можно установить, что преимущественно девочки могут быть подлыми, коварными, хитрыми и вероломными. Они тайно высмеивают одноклассников и отрицательно высказываются о них учителям, издеваются над нелюбимыми мальчиками, называя их «слабаками» и «маменькиными сынками», высказывают пренебрежительные замечания по поводу их внешнего вида и поведения. Если у мальчиков преимущественно доминирует физическая агрессия, то у девочек на первый план выступают косвенная агрессия и негативизм, проявляющиеся в сплетнях, «язвительных замечаниях», интригах и подстрекательстве, которые иногда провоцируют физическую агрессию со стороны мальчиков.</address> <address style="text-align: justify;">Конфликты между детьми возникают не только вследствие конкуренции, борьбы за лидерство. Проявление агрессивности по отношению к сверстникам может быть спровоцировано некомпетентными действиями или оценками педагогов, реакцией на те или иные формы поведения других значимых взрослых. Исследования показали, что преобладание в отношении взрослого к ребенку или подростку психологического насилия провоцирует проявления жестокости и агрессивности со стороны детей. Так, если классный руководитель предъявляет к своим ученикам необоснованные требования, оскорбляет и подавляет их, то в таком классе агрессивность и враждебность гораздо выше, нежели в классах, где педагог относится к ученикам уважительно и доброжелательно.</address> <address style="text-align: justify;">Жесткое воздействие школьных норм в области контроля знаний и результатов обучения приводит к тому, что самые слабые ученики имеют мало шансов сохранить уважительное отношение к себе в школе и к школе как системе в целом. Именно они могут попытаются самоутвердиться другим способом, восставая против преподавателей, администрации, школы как струк­туры, которую нужно закрыть, других учащихся, уроков, которые надо сорвать и т. д.</address> <address style="text-align: justify;">От учителя требуется умение адекватно реагировать на проявления насилия. В качестве лидера группы именно учитель определяет приоритеты. Наличие недвусмысленно заявленной и твердо отстаиваемой позиции учителя, который уверен в том, что использование насилия в любом виде и форме недопустимо по отношению к другому человеку, во многом определяет позиции школьников, их действия по мобилизации собственных ресурсов в борьбе с агрессией и насилием. Помощь в данном случае сводится к мерам, способствующим разработке детьми собственных ритуалов по преодолению и ограничению агрессии.</address> <address style="text-align: justify;">Работа с классом начинается с того, что травля обозначается как болезнь ГРУППЫ. Так и сто́ит сказать школьникам: есть болезни, которые поражают не людей, а группы, классы, компании. Это позволит зачинщикам сохранить лицо и, что особенно важно, снять противопоставление между жертвами-насильниками-свидетелями. Данная позиция крайне значима, потому что чаще всего, сталкиваясь с проявлениями буллинга, родители обращаются к педагогу-психологу на индивидуальную консультацию. Работая со случаем, психолог может влиять на ситуацию исключительно со стороны ребенка, анализируя его поведение и помогая ему стать увереннее в себе или более контактным. Но данный путь достаточно длителен и малоэффективен, потому что проблема заключается не только в ребенке, но и в общегрупповом поведении. Необходима комплексная работа: индивидуальное консультирование жертвы буллинга и тренинговая работа с классом по сплочению коллектива и формированию конструктивного взаимодействия обучающихся между собой. Причем, как правило, в среде взрослых – родителей и педагогического коллектива – проблема называется своими именами, а среди подростков она может быть переименована в общую проблематику общения – сплочения.</address> <address style="text-align: justify;">Мера, положительно зарекомендовавшая себя в случаях возникновения актов насилия в школе, заключается в предании этих инцидентов гласности. О случившемся должны быть проинформированы все – как учителя, так и ученики. Школа должна знать все подробности инцидента и сопутствующие обстоятельства, знать имена участников. Насильникам должно быть ясно, что акты насилия нетерпимы, и в результате своих поступков они могут оказаться изолированными от коллектива.</address> <address style="text-align: justify;">В дальнейшем с агрессивными детьми и подростками необходимо проводить беседы, у них должна оставаться возможность интеграции в жизнь класса. Работа с жертвами, которые нуждаются в поддержке и понимании, более сложна. Помощь данной категории детей не может быть одномоментной, это длительный процесс, требующий от взрослого терпения и психологической грамотности.</address> <address style="text-align: justify;">В целом, важно принять во внимание, что буллинг как социально-психологическое явление создает угрозу безопасности участников образовательного процесса. Последствия буллинга – как непосредственные, так и отсроченные – негативно сказываются на интеллектуальном и личностном развитии обучающихся. Мероприятия, направленные на преодоление и профилактику буллинга в школе, должны носить комплексный характер. Их целью должно стать создание образовательной среды, свободной от насилия, способствующей развитию и самореализации обучающихся, формированию у них здорового, безопасного образа жизни.</address> <address style="text-align: justify;"></address>
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.