Что такое буллинг и что с этим делать?
<address style="text-align: justify;">Буллинг — это постоянные намеренные негативные действия, направленные на одного и того же ребенка со стороны другого ребенка или группы детей.</address> <address style="text-align: justify;">Буллинг может принимать различные формы:</address>- <address>распространение слухов,</address>
- <address>угрозы,</address>
- <address>физическое или словесное нападение,</address>
- <address>исключение ребенка из группы, изоляция,</address>
- <address>другие жесты или действия, причиняющие вред ребенку прямо или косвенно.</address>
- <address>желание причинить вред кому-либо,</address>
- <address>само вредоносное действие,</address>
- <address>дисбаланс силы между обидчиком и жертвой,</address>
- <address>повторение такого поведения,</address>
- <address>несправедливое использование силы,</address>
- <address>очевидное наслаждение обидчика и чувство угнетенности жертвы.</address>
- <address>Направленность на конкретного человека.</address>
- <address>Повторяемость.</address>
- <address>Превосходство одной из сторон конфликта (моральное, численное, физическое) над другой стороной.</address>
- <address>Физические отметки (такие как порезы и ушибы) без логического объяснения, особенно если они часто встречаются.</address>
- <address>Ребенок больше не хочет ходить в школу или проводить время на общественных мероприятиях, не проводит время с друзьями.</address>
- <address>Частая потеря вещей или исчезновение предметов из дома, порванная одежда или испорченные книги, сломанные гаджеты или какие-либо другие личные вещи.</address>
- <address>Ребенок говорит о чувстве одиночества, ведет себя скрытно и замкнуто.</address>
- <address>Неожиданное изменение в поведении: чрезмерное беспокойство, привязанность к родителям, сопротивление повседневным делам.</address>
- <address>Необычно агрессивное поведение, запугивание более слабых.</address>
- <address>Жалобы на физические боли без каких-либо медицинских причин (например, головные боли, проблемы со сном, пищевые нарушения).</address>
- <address>Внезапное снижение успеваемости и трудности в концентрации внимания.</address>
- <address>Жалобы на вещи, которые раньше ребенка не беспокоили (на внешний вид, на место жительства и т.д.).</address>
- <address>Саморазрушительное поведение, побеги из дома, самоповреждения или разговоры о суициде.</address>
- <address>Ждать, что само пройдет. Не замечать.</address>
- <address>Искать причины и объяснения. Наличие объективных причин не делают травлю допустимой. Это как будто вместо лечения болезни оправдывать ее разгуливающим вирусом.</address>
- <address>Путать травлю и непопулярность.</address>
- <address>Cчитать травлю проблемой только жертвы. В очень щекотливом положении оказываются молчаливые свидетели. Многие в глубине души понимают, что происходит что-то нехорошее, но не имеют решимости сказать об этом, боясь сами оказаться в роли жертвы. В результате в их мировоззрении появляется убеждение, что они — нехорошие люди, а мир кругом небезопасен.</address>
- <address>Cчитать травлю проблемой личностей, а не группы. Причина травли – не в особенностях жертвы, а в особенностях группы, в размытости границ допустимого и недопустимого, отсутствии правил игры либо отсутствии взрослых, устанавливающих эти правила.</address>
- <address>Давить на жалость к жертве. Лишнее негативное внимание к жертве только усугубит ее положение.</address>
- <address>Мириться и терпеть.</address>
- <address>Слушайте. Просто слушайте, будьте внимательны, и не торопитесь с выводами, не выносите суждений. Поблагодарите ребенка за то, что он доверился вам, признайте, что это правильно и смело.</address>
- <address>Проявляйте сочувствие к ребенку и осознавайте свои чувства. Даже если ребенок сообщает о деталях, которые кажутся вам пугающими, старайтесь сохранять спокойствие. Этот опыт достаточно сложен для него. Если он почувствует, как сильно вы обеспокоились, делиться подробностями будет труднее.</address>
- <address>Не обвиняйте ребенка и не говорите:«Почему ты не сказал мне раньше?», «Тебе надо было постоять за себя!»,«Ты, наверное, сделал что-то не так, раз они так ополчились против тебя!». Это отговорит ребенка говорить с вами снова.</address>
- <address>Постарайтесь собрать как можно больше информации о проблеме, о том, кто и как участвует. Задавайте вопросы. Отслеживайте, чтобы вы спрашивали и слушали больше, чем говорили и судили.</address>
-
<address>Убедите ребенка, что вы на его стороне, и что вместе вы найдете решение. Включите ребенка в процесс решения проблемы:</address>
- <address>Спросите его о том, что он хотел бы сделать.</address>
- <address>Объясните ему, как реагировать на буллинг (см. следующий вопрос).</address>
- <address>Помогите определить, к кому обращаться в школе, чтобы сообщить о проблеме.</address>
- <address>Сформулируйте вместе ответы на вопросы: Что на самом деле произошло? Кто причиняет ему боль? Что он делает?</address>
- <address>Регулярно возвращайтесь к этой теме, спрашивайте у ребенка о новостях, следите за тем, как разворачивается составленный вами план.</address>
- <address>Если вы считаете, что проблема серьезно повлияла на вашего ребенка эмоционально или психологически, обратитесь за профессиональной помощью к детскому психологу.</address>
- <address>Сообщите об этом инциденте учителю, узнайте его мнение. Выработайте совместно с ним и социально-психологической службой план по изменению ситуации. Донесите до администрации школы Ваше намерение отстаивать право на безопасность Вашего ребенка. Формулируйте проблему буллинга как проблему класса или школы, а не отдельных личностей.</address>
- <address>Сохраняйте спокойствие и избегайте чрезмерной эмоциональной реакции.</address>
- <address>Поддерживайте постоянную связь со школой. Ваше внимание подчеркнет важность вопроса и необходимость конкретных действий.</address>
- <address>Выражайте признательность, когда вы видите прогресс в достижении того, о чем вы договорились со школой.</address>
- <address>Если вы считаете, что вашему ребенку угрожает опасность, немедленно принимайте меры.</address>
- <address>Необходимо отличать издевательства от приемлемых действий и шуток.</address>
- <address>Говорить правду и сообщать о случаях запугивания и преследования – это акт храбрости. Есть разница между доносом и защитой жизни и достоинства своей или своего друга.</address>
- <address>Не следует входить в группы, которые издеваются над другими, ни в роли агрессора, ни в роли наблюдателя, как бы забавно ни казалось происходящее.</address>
- <address>Сохранять спокойствие. Избегать споров, не отвечать тем же, не продолжать перепалку.</address>
-
<address>Если, несмотря на молчание, травля продолжается, уверенно, глядя в глаза обидчику и твердо сказать: «Хватит делать это». Либо отреагировать такими вопросами:«Для чего ты это (сказал, сделал и т.д.)?». Если агрессору спокойно задать такой вопрос, то он растеряется и быстро прекратит свои нападки. Главное продолжать задавать этот вопрос, не поддаваясь на новые провокации. Как правило, ни один обидчик не сможет ясно ответить, для чего он это делает.«Как ты это определил?» Если, например, ребенка обзывают неумехой, то задать этот вопрос: «Как ты определил, что я не умею это делать?».
«Что тебе мешает…?». Например, «Что тебе мешает отойти и заняться своим делом?», «Что тебе мешает учиться так же хорошо, как я?», «Что тебе мешает обратиться ко мне за помощью, вместо того, чтобы завидовать?» и т.д.«Тебе хочется так думать?»«Да, я знаю, что тебе нравится так говорить» «Я так рад, что вам весело!»</address>
- <address>Если насилие носит физический характер, испортили вещь, мешают есть или пользоваться туалетом,ты должен обеспечить свою безопасность. Останови хулигана. Если это невозможно, немедленно покинь это место и обратись за помощью к взрослому.</address>
- <address>Оскорбительное поведение иногда принимает невидимые формы, и это делает его внешне нормальным.</address>
- <address>Поощряйте вашего ребенка проводить время с друзьями, с которыми он чувствует себя комфортно.</address>
- <address>Найдите совместные занятия с ребенком, которые могут укрепить ваши отношения и его характер.</address>
- <address>Общайтесь. Проявляйте искренний интерес и к приятным моментам его дня.</address>
- <address>Проявляйте доверие к ребенку и его способности решать различные ситуации. В то же время, заверьте его, что вы не пожалеете усилий, чтобы защитить ребенка от любых издевательств в будущем.</address>
- <address>Ведет себя агрессивно, часто вступает в конфликты и драки.</address>
- <address>Частые замечания, касающиеся негативного поведения. Частые вызовы к администрации школы (директору, завучу).</address>
- <address>Дружит с детьми, которые запугивают других.</address>
- <address>Не принимает ответственность за свое поведение. Обвиняет других в их проблемах.</address>
- <address>Чрезмерно беспокоится о своей репутации или популярности.</address>
- <address>Имеет вещи, которые вы ему не покупали. Наличие денег у ребенка, которых вы ему не давали.</address>