Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Автоматизация звуков в домашних условиях

Дата: 24 декабря 2021 в 09:42
Автор: Савич Ж. В.
<address style="text-align: center;">Автоматизация звуков в домашних условиях</address> <address style="text-align: center;">Дорогие родители!</address> <address style="text-align: justify;">Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ученик ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно)  звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на  этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных  звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день. Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям  ввести в речь своих детей поставленные логопедом звуки.</address> <address style="text-align: center;">Общие положения</address> <address style="text-align: justify;">Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.  С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление  условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.</address> <address style="text-align: justify;">К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.</address> <address style="text-align: justify;">У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д.    Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.</address> <address style="text-align: justify;">Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:</address> <address style="text-align: justify;">автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);</address> <address style="text-align: justify;">автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);</address> <address style="text-align: justify;">автоматизация звука в предложениях;</address> <address style="text-align: justify;">автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;</address> <address style="text-align: justify;">автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;</address> <address style="text-align: justify;">автоматизация звука в разговорной речи.</address> <address style="text-align: justify;">В процессе автоматизации звуков проводится работа над произносительной стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.</address> <address style="text-align: justify;">Наряду с развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличением) стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи. </address> <address style="text-align: justify;">Главная задача этапа автоматизации звуков  – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий. </address> <address style="text-align: center;">Автоматизация звука в слогах. </address> <address style="text-align: justify;">Прежде всего проводится включение звука в слоги. Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию. </address> <address style="text-align: justify;">Например, при автоматизации звука «С» в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными а, ы, о, у сначала в прямых слогах: са, сы, со, су, затем в обратные: ас, ыс, ос, ус, далее в слоги, где звук находится между гласными: аса, асы, асо, асу, ыса, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): сто, ста, спа, сма, сны, ско. </address> <address style="text-align: justify;">На этом этапе предлагаются упражнения на произношение слогов с переносом ударения: сá - са, са - сá,  сá – са - са,</address> <address style="text-align: justify;"> са - сá - са, са – са - сá . </address> <address style="text-align: center;">Автоматизация звуков в словах.</address> <address style="text-align: justify;">Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са – сад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова. Вначале звук автоматизируется в словах простых по фонетическому составу и не содержащих нарушенных звуков, затем в словах со стечением согласных. Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов. Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком). Не следует ограничиваться только тренировкой звуков в словах, нужно вводить творческие упражнения, игры, от произнесения отдельных слов переходить к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний. </address> <address style="text-align: justify;">Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки.</address> <address style="text-align: center;">Автоматизация звука в предложениях.</address> <address style="text-align: justify;">Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком (в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук).</address> <address style="text-align: justify;">В саду жужжат осы.                </address> <address style="text-align: justify;">У Сани длинные усы.                            </address> <address style="text-align: justify;">Саня катается на самокате.</address> <address style="text-align: justify;">У Сони новые осенние сапоги.                               </address> <address style="text-align: justify;">Оксана спускается с горки на санках.</address> <address style="text-align: center;">Автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах.</address> <address style="text-align: justify;">Детям предлагают повторить или заучить чистоговорки, скороговорки и стихи.</address> <address style="text-align: justify;">Ас – ас – ас –  у нас дома ананас.                      </address> <address style="text-align: justify;">Ос – ос – ос –  у Сони в сумке кокос.</address> <address style="text-align: justify;">Ус – ус – ус –  на окне у Сони фикус.               </address> <address style="text-align: justify;">Ыс – ыс – ыс –  Денис, пей кумыс.</address> <address style="text-align: justify;">У Сони и Сани в сетях сом с усами.</address> <address style="text-align: justify;">В саду темно, все спят давно. Одна сова не спит, на суку сидит.</address> <address style="text-align: center;">Советы</address> <address style="text-align: justify;">Общеизвестно, как трудно научить ребенка чему-то, что не вызывает у него интереса. Начните с того, что откажитесь от слов «надо», «обязательно», «ты должен». Эти скучные взрослые слова обычно вызывают у ребенка явное или скрытое сопротивление тому, чему его собираются научить. Очень важно, чтобы ребенок сам захотел заниматься с вами. А это бывает тогда, когда занятия органично входят в жизнь ребенка, отвечают его интересам, увлечениям. Если ваш малыш упорно отказывается от занятий с вами, не спешите упрекать его, а попробуйте понять, что вы сами делаете не так.</address> <address style="text-align: justify;">Логопедические занятия, как и любые другие, дают нам возможность проявлять творчество и фантазию. Учитесь играть со своим ребенком, используя для этого любой подходящий момент.</address> <address style="text-align: justify;">Многие, начиная заниматься с логопедом исправлением звукопроизношения, быстро сталкиваются с тем, что задания обычно однообразны и требуют  многократного повторения. Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, - это выработка нового сложного навыка. И как любой навык он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу над звуком в совместную и уже поэтому увлекательную игру. Игра позволит вам сместить акцент с собственно произносительной стороны речи на решение более увлекательных  задач – «придумай», «запомни», «найди» и т.д. Конечно, основная цель ваших занятий – правильное произнесение звука – должна сохраняться на протяжении всей игры. </address> <address style="text-align: justify;">А пока вы придумываете свои игры, предлагаем вам несколько удачных и часто используемых игр со звуками. Эти игры применяют, начиная с этапа автоматизации звука в слове. Этап постановки и закрепления изолированного звука и произнесения его в слогах должен проходить под контролем логопеда.</address> <address style="text-align: center;">«Загадки».</address> <address style="text-align: justify;">Для этой игры вам потребуются: 6-7 картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком  назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, ребенок должен догадаться о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз. А теперь предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные ошибки наверняка повысят интерес малыша к игре.</address> <address style="text-align: center;">«Чего не стало?»</address> <address style="text-align: justify;">Можете использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время уберите одну или две картинки. Ребенок, открыв глаза, должен сказать чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями.</address> <address style="text-align: center;">«Что изменилось?»</address> <address style="text-align: justify;">Это один из вариантов предыдущей игры. Вы можете менять картинки местами, убирать их, переворачивать картинки обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях. </address> <address style="text-align: center;">«Что лишнее?»</address> <address style="text-align: justify;">Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (можно использовать картинки из лото, выбрав из них те, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.</address> <address style="text-align: justify;">Объединять картинки в группы можно по-разному. Например: рысь-корова-ворона-жираф-ракета. Из данной серии последовательно можно убрать «ракету»-потому что неживая, затем «ворону»-потому что птица, потом «корову»-потому что домашнее животное. Две оставшиеся картинки (жираф и рысь) предложите ребенку сравнить между собой и сказать, чем они похожи и чем отличаются, т.е. попытаться найти и подробно описать черты двух сходных предметов.</address> <address style="text-align: justify;">Можно научить ребенка видеть лишнее слово, выделяя место звука в слове, определяя количество слогов. Даже отсутствие закрепляемого звука в слове может стать поводом для  его исключения.</address> <address style="text-align: center;">«Слова вокруг нас».</address> <address style="text-align: justify;">Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывайте иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить Вашу ошибку и исправить ее. Затем усложните игру - вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определенной теме, например: «Назови животных, в названии которых есть звук Р» (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф) или «Назови «зимнее» слово со звуком С» (снег, снеговик, снегурочка, снегирь, снегокат, снежки, стужа, санки).</address> <address style="text-align: justify;">В эту игру вы можете играть где угодно, используя любую свободную минутку: по пути в школу, в транспорте, в очереди. Дома в эту игру можно играть с мячом.</address> <address style="text-align: justify;">Постепенно, незаметно для себя, ребенок начинает правильно произносить закрепляемый звук не только в отдельных словах, но и во фразах. Во фразе должно быть как можно больше слов с нужным звуком. Лучше, если фразы будет придумывать сам ребенок, сначала с вашей помощью, а затем и без нее.  Еще лучше, если у вас будут получаться короткие, забавные стихи. Они легко запоминаются, и ребенок охотно рассказывает их всем - родным и знакомым. </address> <address style="text-align: justify;">Например, такие: </address> <address style="text-align: justify;">Очень грустная горилла. Кенгуру заговорила. Три усатых таракашки. Черепаха суп варила. Разноцветные стекляшки. Пуговицы от рубашки.</address> <address style="text-align: justify;">Или такие:</address> <address style="text-align: justify;">Ромашки на кармашке                                                                      </address> <address style="text-align: justify;">На картинке у Кирилла</address> <address style="text-align: justify;">У маленькой Наташки.                                                                         </address> <address style="text-align: justify;">Три зубастых крокодила.</address> <address style="text-align: justify;">А в кармашке у Наташки</address> <address style="text-align: justify;">Разноцветные стекляшки.</address> <address style="text-align: justify;">Игр для закрепления звуков во фразе очень много. Вот одна из них, которая нравится многим детям.</address> <address style="text-align: center;">«Найди ошибку».</address> <address style="text-align: justify;">Эта игра учит ребенка обращать внимание на смысл высказывания. Он должен найти смысловую ошибку в предложении и исправить ее. Примеры предложений: «Пол стоит на столе», «Дом сторожит собаку», «Капуста ест козу». Нелепость ситуаций всегда забавляет детей. Ребенку доставляет удовольствие сознавать, что он не глупец и никогда не допустит, чтобы ему заморочили  голову и поймали на чепухе. Попробуйте придумать вместе с ребенком и стихотворные варианты нелепиц. </address> <address style="text-align: justify;">В литературе вы найдете много скороговорок, потешек, считалок, дразнилок, небольших стихов и диалогов, используйте их в ваших занятиях. Но, наверное, не стоит заучивать все подряд, выберите те, которые понравились ребенку. Дети любят выбирать. Пусть занятие принесет ребенку радость – от этого во многом зависит результат.</address> <address style="text-align: justify;">Самое полезное для вашего маленького ученика ваш неподдельный интерес к совместным занятиям, радость за его успехи. Обучая своего ребенка, занимаясь с ним день за днем, вы обязательно найдете свои интересные решения.</address> <address style="text-align: justify;"></address> <address style="text-align: right;">Подготовил учитель-дефектолог Жесткая М.Я.</address> <address style="text-align: right;">по материалам интернет-ресурсов.</address>

<address></address>
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.