ПАМЯТКА
ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ПО УСПЕШНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ
1. Воспитывать у каждого учащегося чувство социальной ответственности не только перед обществом, но и перед самим собой.
2. Проводить информационно-воспитательные часы, посвященные проблеме «Учись учиться».
3. Использовать в организационно-воспитательной работе методику коллективных творческих дел.
4. Проводить дискуссии, диспуты, деловые игры.
5. Успешной адаптации содействуют внимательные, теплые отношения к каждому учащемуся.
6. Учащимся с трудностями в адаптации предлагать конкретные задания по подготовке и участию в коллективных творческих делах.
7. Держаться с учащимися с завышенной самооценкой следующей тактики: сдержанная похвала при успехах, достижениях; параллельное открытое признание успехов других учащихся группы; в индивидуальных беседах подводить учащегося к сопоставлению самооценки своего поведения, своих способностей с оценками тех, кто его окружает.
8. Тактика в отношении учащихся с низкой самооценкой: организовывать общение с этими учащимися на личном уровне; не сопоставлять и не сравнивать их с другими учащимися класса; стимулировать их желание учится через успешные ответы в сравнении с менее успешными.
9. В случае если причиной трудности в социальной адаптации учащегося являются отрицательные качества его личности, необходимо определить их, и в процессе индивидуальной работы подвести учащегося к осознанию необходимости изменить некоторые свои привычные формы поведения или стиль отношений с теми, кто его окружает.
10. Если эмоциональная возбудимость, тревога вызваны неудачами в учебе, договориться с преподавателями об использовании в отношении этих учащихся «оберегающей» педагогики.
11. При тревоге, связанной с ситуацией разрыва с привычным окружением, уделить этим учащимся больше внимания, проявить отзывчивость и ласку, придать личностному общению более эмоциональный характер.