1. Дайте понять вашему ребёнку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения: "Ты самый любимый", "Мы любим, понимаем, надеемся на тебя", "Я тебя люблю любого", "Какое счастье, что ты у нас есть".
2. Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса несут ребёнку сообщение о его самоценности. Стремитесь создать у вашего ребёнка высокую самооценку, подкрепляя это словами: "Я радуюсь твоим успехам", "Ты очень многое можешь". И только тогда ваш ребёнок будет способен видеть, принимать и уважать вас.
3. Обратите своё внимание на то, что родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неуважение со стороны детей.
4. Прежде чем начать общаться с вашим ребёнком, постарайтесь занять такое положение, чтобы видеть его глаза. В большинстве случаев вам придётся садиться на корточки.
5. В общении с ребёнком уделяйте большое внимание невербальному (неречевому) общению. Так, вместо того, чтобы категорично сказать слово "нельзя", попробуйте использовать едва заметный жест, взгляд или мимику.
Сказать, ничего не говоря, - это высочайшее искусство воспитания, которое свидетельствует об истинном и глубоком контакте между родителями и детьми.
Старайтесь высказывать своё отношение к поведению ребёнка без лишних объяснений и нравоучений. Выберите правильное, своевременное обращение к нему, например: "Саша, Сашенька, сын, сынок ..."
6. Стремитесь проявлять полную заинтересованность к ребёнку в процессе общения. Подчёркивайте это кивком, восклицанием. Слушая его, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нём всё внимание. Представляйте им время для высказывания, не торопите его и не подчёркивайте своим внешним видом, что это уже вам не интересно.
7. Не говорите своему ребёнку того, чего бы вы ему на самом деле не желали. Помните, что многие из тех установок, которые они получают от вас, в дальнейшем определяют их поведение. Сказав: "Дурачок ты мой" - исправьтесь: "В тебе всё прекрасно", сказав: "Уж лучше б тебя вообще не было на свете!", исправьтесь: "Какое счастье, что ты у нас есть"
8. В общении с детьми помните, что ребёнок имеет право голоса в решении какой - либо проблемы. Поэтому старайтесь советоваться с ним, а не принимайте решения только сами, например, вместо фразы: "Не твоего ума дело ..." - скажите: "Как ты думаешь, что для этого нужно сделать? Твоё мнение всем интересно."
9. Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми.
10. Не допускайте, чтобы ваш ребёнок находился наедине со своими переживаниями. Найдите время и обратитесь к нему: "Я вижу, что тебя что-то беспокоит", "Я вижу, что тебя кто-то огорчил", "Расскажи мне, что с тобой ..."
11. Используйте разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности) в общении с детьми. Не забывайте утром поприветствовать ребёнка, а вечером пожелать ему "Спокойной ночи". Произносите эти слова с улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребёнком, не забывайте поблагодарить его.
12. Старайтесь адекватно реагировать на проступки детей:
-
постарайтесь понять ребёнка и выяснить, что же явилось побудительным мотивом для его действий? Спросите его о том, что произошло, попытайтесь вникнуть в его переживания;
-
оценивайте не личность ребёнка, а действия, которые он совершил. Например, ребёнок разбил чашку и тут же можно услышать: "Ах ты, негодяй, опять разбил чашку!" Наиболее уместным было бы такое выражение: "Сын, ты разбил чашку. Ты не порезался? Принеси мне, пожалуйста, веник и савок и мы вместе соберём осколки." А чтобы это не повторилось, этот инцидент можно использовать как обучение, сказав ребёнку: "Я думаю, чашка разбилась потому, что ты её неправильно держал";
-
дайте понять ребёнку, что независимо от проступка, вы к нему относитесь положительно. Например: "Сынок, я тебя по прежнему люблю, но сейчас ты поступил некрасиво";
-
не сравнивайте ребёнка с другими детьми.
13. Старайтесь не употреблять в речи такие фразы, которые надолго остаются в сознании ребёнка: "Я сейчас занят(а) ...", "Сколько раз я тебе говорила!", "Вечно ты во всё лезешь", "Что бы ты без меня делал", "Это надо делать не так".
14. Для того, чтобы правильно организовать взаимоотношения с детьми в процессе общения стремитесь преодолевать:
-
барьер занятости (вы постоянно заняты работой, домашними делами);
-
барьер взрослости (вы не чувствуете переживания ребёнка, не понимаете его потребности);
-
барьер "воспитательных традиций" (вы не учитываете изменившиеся ситуации воспитания и уровень развития ребёнка, пытаясь продублировать педагогические воздействия собственных родителей);
-
барьер "дидактизма" (вы постоянно пытаетесь поучать детей).
15. Совершенствуйте коммуникативные умения ваших детей:
-
для развития у ребёнка умения внимательно слушать, не перебивать собеседника, напоминайте ему: "Сначала послушай, что говорят другие, а потом говори сам". Используйте в этом случае пословицу: "Слово - серебро, молчание - золото";
-
если ребёнок забывает говорить речевые этикетные формулы (приветствия, прощания, благодарности), то косвенно ему напомните об этом, например: "На мой взгляд, ты забыл сказать, что-то важное", сравните: "Сынок, поздоровайся с тётей";
-
для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям игровую ситуацию: "Давайте говорить друг другу комплименты";
-
для развития у детей умения общаться без слов предложите им игры "Через стекло", "Иностранец", "Расскажите стихи руками". Попробуйте 15 минут общаться при помощи мимики и жестов;
-
для развития умения понимать настроение и чувства другого предложите ребёнку понаблюдать за кем-либо из родственников, например: "Посмотри внимательно на маму. Как ты думаешь, какое у неё настроение? (Грустное.) Давай придумаем, как её можно развеселить". Предложите детям игры "На что похоже настроение?", "Нарисуй свой страх и победи его";
-
для развития у детей чувства эмпатии (сопереживания) используйте сюжеты сказок. Попытайтесь узнать у детей: "Сказка - это хорошо или плохо? Что хорошего в сказке? Есть ли хорошие герои? Назови. Есть ли плохие? Кто они? А почему они плохие? А что хорошего может произойти со сказочными героями?
Старайтесь читать и всегда обсуждать сказки, опираясь на такие вопросы:
-
Кто из героев больше всего понравился?
-
На кого хочется быть похожим?
-
Кого из друзей напоминает персонаж?
-
Как бы ты поступил на месте героя?
-
Кого бы ты хотел похвалить в этой сказке?
-
Как ты это сделаешь?
-
Кто самый добрый? Почему?
Предложите детям сочинить сказку:
-
"Сказка по-новому" (т.к. привычные, любимые образы - герои сказок формируют у детей стереотипы, то полезно их ломать). Этот метод представляет собой следующее: за основу берётся старая сказка, но детям предлагается наделить героев противоположными качествами - "лиса становится послушной; заяц - хитрым ...";
-
"Салат из сказок". Соединяются несколько сказок в одну; Кащей встречает зайчика и отправляется в избушку к Бабе Яге, где Иванушка играется с яблочками. Вариантов переплетения может быть множество, главное - не забывать о первых героях;
-
"Сказка - калька". Это такие условия, при которых главные герои сказки остаются, но попадают в другие обстоятельства - фантастические, невероятные ("лиса и заяц обитают на летающей тарелке; Золушка живёт в девятиэтажном доме");
-
"Продолжи сказку", "Придумай сказке конец" ("если бы петух не выгнал лису из избушки; если бы Иван - Царевич не победил Кощея; если бы Алёнушка не смогла спасти своего братца").
Для эффективного общения с детьми необходимо, чтобы у каждого взрослого было состояние эмоционального комфорта. После работы многие родители, испытывая усталость, не могут включить в себя в общение с ребёнком в той мере, которая способствовала бы его развитию. Для Вас, уважаемые родители, учителя - дефектологи предлагают следующие релаксационные (расслабляющие) упражнения, которые восстановят ваш жизненный тонус, будут способствовать формированию положительного эмоционального микроклимата в вашей семье.
Развивайте умения, которые помогут вам снять напряжение.
Упражнение 1.
Встаньте прямо, свободно расправив плечи и откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально бросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.
Упражнение 2 - "Дыхание".
Устройтесь в кресле или на стуле. Расслабьтесь и закройте глаза. По своей собственной команде постарайтесь отключить своё внимание от внешней ситуации и сосредоточьтесь на собственном дыхании. При этом не следует специально управлять своим дыханием, не нужно нарушать его собственный мир. Упражнение выполняется в течение 5 - 10 минут.
Упражнение 3 - "Пословицы".
Возьмите любую из книг - "Русские пословицы", "Мысли великих людей", "Афоризмы". Прочитайте фразы пословиц или афоризмов в течение 25 - 30 минут, пока не почувствуете внутреннего облегчения.
Упражнение 4 - "Настроение".
Возьмите цветные карандаши и чистый лист бумаги. Раслабленно левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет. Попробуйте представить, что вы переносите ваше грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его. Закончив рисовать, переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение.
После этого ещё раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново проживая своё состояние, перечитайте слова и с удовольствием разорвите листок и выбросите в урну.
Ваше эмоционально - неприятное состояние исчезло, оно перешло в ваш рисунок и было уничтожено.