КАК ОТНОСИТЬСЯ К РЕЧЕВЫМ ОШИБКАМ ДЕТЕЙ
Повседневно общаясь с детьми, родители сталкиваются с разнообразными грамматическими ошибками в их речи. Это:
неправильные окончания имен существительных множественного числа родительного падежа (лошадев, ка ран да шов, птичков, стуяов); неодушевленных имен существительных мужского рода в предложном падеже (в носе, в роте, в глазе, на шкафе);
изменение по падежам несклоняемых существительных (т паяъте, в кине, на пианине, кофею);
незнание рода имен существительных (это моя печенья, всю молоко выпил, один яблок)',
ошибки в основе глаголов {даваю, ехаю, бежу, искаю, шеваю)',
неправильная форма сравнительной степени прилагательных ( хужее, геердве, близее);
неправильное склонение числительных (идите по одном, иди с двоими, собака с пять щенят, курица пришла без два цыпленка);
отсутствие в личных местоимениях начального Н в косвенных падежах (у ей, к ему, с ими).
Ученые, изучающие развитие детской речи, отмечают, что когда ребенок усваивает какую-нибудь форму языкового значения, то он распространяет ее и на другие. Иногда это обобщение языковой формы оказывается правильный, иногда - нет.
Когда ошибки носят случайный характер, то на них не стоит фиксировать внимание ребенка, Устойчивые же ошибки следует непременно исправлять
Если на них не обращать внимание, речь ребенка надолго останется неправильной. Ни в коей случае нельзя смеяться над малышом или высмеивать его ошибки, дразнить ребенка. Не следует пересказывать детские слова и фразы с ошибками как анекдоты, особенно в присутствии самих детей. Дети очень гордятся тем, что им удалось насмешить взрослых, и начинают коверкать слова уже умышленно. Исправлять ошибки нужно доброжелательно, тактично. Например.
В зоопарке четырехлетний мальчик с интересом рассматривает зверей, а затем вдруг говорит: «Папа, смотри, у слонов йогов и глазов столько же( сколько у льва». Отец слышит, что сын неправильно по числовым и падежным нормам употребил слова. Отойдя от клетки и увидев, что ребенок успокоился, он сказал: «Ты правильно подметил, только надо было смазать так: «У сломов ног и глаз столько же, сколько у львов» А теперь ты повтори, только правильно».
Вскоре после посещения зоопарка отец купил мальчику набор цветных открыток «Зоопарк». Играя с сыном в игру «Что я видел в зоопарке», он просил мальчика вспомнить, животных, которых он видел, назвать в форме множественного числа, а затем найти их на открытке. Сын с большим удовольствием выполнял задания, не подозревая, что отец придумал такую игру, чтобы научить его образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих диких животных.
Как заниматься с ребёнком дома или для чего нужны
домашние задания от учителя-дефектолога
Результативность коррекционно-развивающей помощи ребенку зависит от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении имеющихся нарушениях. Немалая роль в сотрудничестве родителей и учителя-дефектолога отводятся домашним заданиям (рекомендациям).
Выполнение домашних заданий родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать имеющиеся нарушения. Особое значение родителей в преодолении имеющихся нарушениях заключается в том, что, используя предложенный материал, они получают возможность закрепления ребёнком полученных на занятиях дефектолога знаний, умений и навыков. Это возможно в повседневной жизни: во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку и т. д.
Дети, которые занимаются дополнительно дома с родителями по заданиям дефектолога, гораздо быстрее и успешнее осваивают новый материал.
Самое главное, что должны понять родители, – без их участия, поддержки результат работы специалиста будет минимальным. К тому же, не выполняя домашние задания сегодня, завтра с ребёнком-дошкольником, родители не смогут потребовать в будущем от школьника собранности, самостоятельности, ответственности.
Домашнее задание имеет большое воспитательное, обучающее и коррекционное значение: при правильной организации его выполнения у дошкольников вырабатываются новые знания и умения, а также навыки самостоятельного мышления, умение себя контролировать, воспитывается ответственное отношение к своим новым обязанностям, закрепляется весь пройденный материала на занятиях у учителя-дефектолога.
Рекомендации по выполнению домашнего задания
учителя-дефектолога:
1. Принуждать ребёнка заниматься нельзя! Занятия лучше проводить в игровой форме. Пусть выполнение домашних заданий станет для ребенка игрой.
2. Подготовьте ребёнку удобное место для занятий, достаточно и правильно освещённое.
3. Правильно выбирайте время для занятий:
- шумные, эмоциональные игры нежелательны перед сном;
- ребёнок не должен быть уставшим, больным, сонным или не выспавшимся;
- недопустимо отрывать ребёнка от любимого занятия;
- начинайте выполнять домашнее задание в одно и то же время после обеда или прогулки.
4. Проверьте, правильно ли ваш ребёнок сидит, кладёт тетрадь, держит ручку или карандаш.
5. Перед началом любой работы внимательно прочитайте задание, обсудите и проговорите с ребёнком его выполнение.
6. Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнейшую перспективу.
7. Поощряйте своего ребёнка за хорошо выполненное домашнее задание.
8. Хвалите ребенка, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой. Ваш ребёнок нуждается в похвале и поддержке, особенно когда испытывает какие-то трудности. Не забывайте хвалить ребёнка не только за удачи, но и за старания.
9. Помогайте ребёнку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается.
10. Не пытайтесь выполнять задание за своего ребёнка, лучше пусть он вообще не сделает домашние задание, чем сделаете его Вы. Ведь учитель-дефектолог наверняка увидит, что явно выполнено взрослым, и ребенок честно скажет, что это сделала мама, когда он спал. Лучше не сделать вообще, чем учить ребенка такому обману – потом это обернется против самих родителей.
11. Не следует торопить ребёнка во время выполнения заданий, ориентируйтесь на индивидуальные возможности и способности своего ребенка.
12. Продолжительность одного занятия может составлять от 10 минут и не должна быть больше 15- 20 минут.
13. Консультируйтесь с учителем-дефектологом, если видите, что Ваш ребёнок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий или Вам что-либо непонятно по его выполнению.
14. Главные помощники при выполнении домашнего задания с ребёнком - терпение, выдержка, доброжелательность; резкий тон и раздражение недопустимы, ребёнок должен чувствовать себя комфортно; не жалейте похвал, даже если успехи незначительны.
15. Если вы заметили, что у ребенка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.
Выполнение данных рекомендаций позволит родителям отследить положительную динамику развития своих детей, а совместная работа учителя-дефектолога и родителей поможет детям преодолеть имеющиеся нарушения и сформировать у них уверенность в своих силах и возможностях.