Характеристика
музейной комнаты «Беларуская хатка»
ГУО «Средняя школа № 23 г. Гомеля имени А.Н. Хуторянского»
Хорошо, что в школах есть музеи.
Значит, нить времён не прервалась.
Значит, вместе всё-таки сумеем
С прошлым удержать незримо связь.
Пусть в музей тропа не зарастает,
Пусть мужает наша детвора,
Пусть быстрее каждый осознает:
Завтра вырастает из вчера.
Профиль музейной комнаты: исторический
Площадь экспозиции: 34,5 м<sup>2</sup>
Дата открытия: 01.02.2023 г.
Руководитель: Крюкова Марина Николаевна, учитель начальных классов
История создания музейной комнаты:
Сбор предметов, связанных с историей крестьянского быта ХХ века, начался с 2015 года. Сначала это происходило ради детского интереса. Учащимся было любопытно, какими орудиями труда, предметами быта пользовались наши предки. Дети приносили старые вещи, которые находили в бабушкиных чуланах, сундуках, на чердаках, обсуждали свои находки на уроках и классных часах, готовили сообщения об использовании этих предметов бабушками и дедушками.
К 2021 году накопилось 32 экспоната. Посещение государственных этнографических музеев подтолкнуло создать нечто подобное и в своей школе.
В сентябре 2022 года был оформлен музейный уголок, который располагался в кабинете 2-13. Экспонатов в нём оказалось достаточно. Это и рушники, и посуда, и бытовые принадлежности, и предметы обихода и интерьера. Кроме того, благодаря учащимся школы и их родителям стеллажи постоянно пополнялись.
01.02.2023 г. в ГУО «Средняя школа № 23 г. Гомеля» была открыта музейная комната «Беларуская хатка».
Музейная комната находится в здании учреждения образования на втором этаже, занимает одно помещение площадью 34,5 м<sup>2</sup>, два окна, сигнализация отсутствует, установлен автономный пожарный извещатель. Соблюдается световой и температурный режим. Отопление централизованное.
Основные направления работы музейной комнаты:
- Поисково-собирательная работа
-пополнение фондов музейной комнаты
- Экспозиционно-выставочная работа
-развитие стационарных экспозиций
- Образовательная работа
-проведение уроков-экскурсий, музейных занятий
-использование музейных предметов в качестве учебных пособий на уроках
- Культурно-просветительская работа
-проведение фольклорных праздников
- Поисково-исследовательская работа
- создание исследовательских проектов
Основные разделы экспозиции:
- предметы домашнего обихода
- красный угол
- кухонный (бабий) угол
- ткачество, вышивка
Фонды музейной комнаты: общее количество - 69
Этнографическая коллекция школьного музея в достаточно полной мере отражает различные аспекты культуры и быта населения XX в. Это является богатейшим источником познавательного и нравственного развития учащихся.
Наибольшую ценность представляют экспонаты: сундук, самопрялка, гребень для чёски льна, ступа, ночвы (корыто), ушат, хлебная лопата, маслобойка, утюг, плетеные санки, лучковые пилы, вышитые рушники.
В совет музея входит 11 человек, которые отвечают за работу музея: заместитель директора по воспитательной работе Савич Ж.В., учитель начальных классов Крюкова М.Н., педагог-организатор Казаченко А.С., библиотекарь Макаревич Н.П., учащиеся школы: Воронков Иван, Демидова Елизавета, Журавлёва Элина, Ковалёв Роман, Курбатов Роман, Янович Анастасия, Тетерев Арсений.
Руководитель музейной комнаты М.Н. Крюкова